Как создать условия, при которых дети будут получать значительно большее количество полезных фруктов и, особенно, овощей?
Предложите детям выбор
Многие диетологи считают, что хороший эффект дает возможность самостоятельного выбора детьми приглянувшихся им овощей и фруктов. Подобные результаты были получены в ходе исследования, проведенного недавно в Университете Вагенинген, Нидерланды. К нему были привлечены дети в возрасте в среднем 3,7 лет, которых распределили случайным образом на две группы: имеющие возможность выбора овощей за обедом либо нет. Участников кормили в домашних условиях 12 раз, предлагая им 6 видов хорошо знакомых им овощей. В первой группе каждый раз предлагали на выбор два различных овоща, во второй группе - только один. Объем потребления овощей оценивали взвешиванием тарелок до и после обеда.
В группе без выбора дети съедали в среднем по 48,5 г овощей, а с выбором - 57,7 г. Наибольшие показатели отмечены у детей любого возраста, позитивно относящихся к овощам в целом, а также более старших участников. Итак, право выбора, предоставляемое детям, в данном случае обеспечило успех (Appetite. 2015).
В другом исследовании специалистов Университета Вагенинген, Нидерланды 303 детям в возрасте 4-6 лет в условиях кафе с присутствием одного из родителей предлагали три варианта обеда, каждый из которых включал два вида овощей:
- во время одного обеда ребенок не имел возможности выбирать между овощами;
- в процессе второго ему предоставлялось право выбора перед едой;
- в третьем варианте обеда ребенок выбирал один из двух овощей непосредственно во время еды.
Количество съеденных овощей во время этих трех видов обеда оказалось следующим: 56, 51 и 49 г., соответственно. Право выбора перед едой дети воспринимали положительно, хотя это и не увеличило потребления овощей в целом. Интересно, что в первой группе дети разделились на две подгруппы: высоко реактивные, более восприимчивые к авторитарному воздействию, съедали овощей всего по 45 г, а другие, менее восприимчивые к этому, потребляли их в полтора раза больше - по 73 г. Авторы считают, что, хотя первый стиль питания в целом и кажется более эффективным, но для детей, особо восприимчивых к диктату родителей, более эффективны другие подходы.
В числе наиболее успешных тактик оказались живой пример родителей и предоставление детям права выбора из нескольких овощей и фруктов.
В Университете Вагенинген был проведен анализ различных методов, применяемых родителями для стимуляции потребления овощей и фруктов их чадами. Для этой цели были привлечены 259 семей, в которых были дети в возрасте 4-12 лет. Родители представляли информацию о практикуемых ими методах, а также об объемах поедания фруктов и овощей ими самими и их детьми. В целом, и те и другие испытывали значительно больше проблем с овощами, нежели с фруктами. В числе наиболее успешных тактик оказались живой пример родителей и предоставление детям права выбора из нескольких овощей и фруктов. Вторая тактика была более эффективной - применение ее способствовало повышению потребления овощей детьми на 40 г/день, а фруктов - на 72 г в день.
Когда лучше - до или после?
Подобный анализ был проведен также в Университете штата Миннесота, Миннеаполис, США. Исследование было проведено в домашних условиях в ходе традиционных семейных обедов в 53 семьях с участием детей-дошкольников, а родителям, успешно завершившим программу, выдавали подарочный сертификат на сумму $10. Участвующие семьи были случайным образом распределены на три группы:
- в первой овощи и фрукты предлагались детям в ходе обеда или на десерт;
- во второй они давались на выбор до всех остальных блюд;
- в третьей эти продукты вручались детям после еды порционно, уже расфасованными кем-то из старших членов семьи.
В течение 6-недельного исследования в каждой группе на протяжении двух недель проводилась поочередно та или иная стратегия питания. В каждом случае высчитывался объем потребления пищи и отдельных нутриентов. Потребление фруктов и овощей оказалось самым значительным у участников второй группы (фрукты - 0,40, овощи - 0,16 чашки), нежели у первой (0,32 и 0,14 чашки, соответственно). Меньше всего съедали овощей и фруктов дети в третьей группе, получавшие порции определенных фруктов и овощей (0,25 и 0,11 чашки, соответственно). За счет этого у детей во второй группе оказался наиболее высоким уровень потребления витаминов А (1351 ед), фолиевой кислоты (43,6 мкг), витамина С (16,1 мг) и клетчатки (2,4 г). В первой группе эти показатели были ниже и составили 984 ед, 39,4 мкг, 14,8 мг, 2,2 г, соответственно; в третьей группе - 1212 ед, 48,9 мкг, 11,2 мг. 2,5 г.
Когда дети ели овощи и фрукты |
Во время обеда или на десерт |
На выбор перед обедом |
После обеда расфасованные |
Количество съеденных фруктов |
0.32 чашки |
0.4 чашки |
0.25 чашки |
Количество съеденных овощей |
0.14 чашки |
0.16 чашки |
0.11 чашки |
Витамин А |
984 ед. |
1351 ед. |
1212 ед. |
Фолиевая кислота |
39.4 мкг |
43.6 мкг |
48.9 мкг |
Витамин С |
14.8 мг |
16.1 мг |
11.2 мг |
Клетчатка |
2.2 г |
2.4 г |
2.5 г |
Энергоемкость обеда |
223 ккал |
237 ккал |
285 ккал |
Общая эффективность |
2 место |
1 место |
3 место |
Энергоемкость обеда у детей второй группы была 237 ккал, первой - 223 ккал, третьей - 285 ккал. Итак, по мнению авторов, самым эффективным является подача на стол овощей и фруктов перед обедом (IntJBehavNutrPhysAct. 2012).
Семейное окружение и его влияние
Сотрудниками Школы Наук о Спорте и Упражнениях написан обзор о влиянии семейного окружения на потребление фруктов и овощей детьми в возрасте 6-11 лет и подростками (12-18 лет). С этой целью авторы проанализировали 60 статей. Оказалось, что у детей более младшего возраста наиболее значимыми факторами было потребление овощей и фруктов их родителями, доступность этих продуктов в домашних условиях и умение родителей поощрять поедание овощей и фруктов детьми. У подростков основным также был пример родителей, а также их статус, финансовое положение и образование. Таким образом, у детей различного возраста родители играли роль позитивных моделей, служили примером для подражания. Важным оказалось и создание дома атмосферы поддержки и одобрения потребления овощей и фруктов, и их доступность (PublicHealthNutr. 2009).
В Университете Миннесоты, США изучали факторы домашнего окружения, определяющие поглощение свежих фруктов и овощей в домашних условиях. В ходе исследования была собрана информация по 120 семьям, в которых были дети в возрасте 6-12 лет. Было показано, что поедание детьми этих продуктов прямо зависело от их присутствия на столе во время семейных трапез и от уровня их потребления родителями (Appetite. 2015).
Аналогичное исследование было проведено в Польше в Национальном Институте Пищи и Питания, Варшава. Для исследования были привлечены 1255 школьников в возрасте около 9 лет. Основными факторами, влияющими на объем фруктов и овощей в рационе детей, были следующие:
- потребление этих продуктов родителями;
- поощрение родителями поедания овощей и фруктов;
- доступность этих продуктов дома;
- возможность брать овощи и фрукты с собой в школу;
- знания родителей о пользе этих продуктов и необходимом объеме их потребления.
В Японии на Факультете Прикладных Бионаук Сельскохозяйственного Университета Токио было показано, что более убедительным примером для детей является потребление овощей их матерями, нежели отцами. Такой вывод исследователи сделали на основании опросов 332 детей в возрасте 10-12 лет и их мамаш. Оказалось, что между потреблением овощей матерями и их детьми существует абсолютно четкая прямая зависимость.
Рекомендации специалистов
Еще один важный аспект проблемы - разработка методов поощрения детей, "хорошо кушающих" овощи. Сотрудники Пенсильванского Университета предложили использовать в качестве позитивных стимулов у детей в возрасте 3-5 лет жизнерадостные яркие картинки и стикиры с изображением персонажей любимых мультфильмов. Картинки вкладывали в упаковки с овощами и фруктами, и в ходе исследования одна группа детей получала обычные упаковки, а другая - с картинками. Дети второй группы съедали овощей больше почти в два раза (JAcadNutrDiet. 2015).
Еще один важный аспект проблемы - разработка методов поощрения детей, "хорошо кушающих" овощи.
И, конечно, тема овощей, фруктов и детей бесконечно обсуждается на различных сайтах о здоровом питании. Приведем для примера рекомендации, опубликованные на популярном американском сайте DieteticDirections в апреле 2014 г.
1. Используйте ролевую модель. Дети имеют привычку имитировать взрослых, поэтому вам нужно быть хорошим примером - самим есть в присутствии детей фрукты и овощи.
2. Старайтесь принимать пищу всей семьей, одновременно с детьми, а не порознь. Комфортная совместная еда создает позитивные ассоциации и помогает детям получать больший ассортимент пищи.
3. Пусть дети сопровождают вас в овощные магазины, помогают составлять список покупаемых продуктов, вдохновляйте их на желание попробовать новые овощи или фрукты. Советуйтесь со своими детьми при выборе овощей и фруктов в магазинах. Дети ценят, что их мнение принимается во внимание, и что им позволяют разумно регулировать выбор еды.
4. Упорно добивайтесь, чтобы дети ели полезные, хотя и нелюбимые ими продукты. Если какой-то овощ или фрукт им не нравится, то ненавязчиво предлагайте его понемногу за каждой едой.
5. Сделайте потребление овощей и фруктов забавой. Дети любят игры, и это дает позитивные ассоциации с привычкой правильно есть. Создавайте вместе с ними фигурки из разных фруктов и овощей, используя деревянные шпильки, с помощью которых дети сами могут мастерить такие фигурки. Ребенок может также выложить коллаж или картинку из овощей и фруктов, а потом съесть их.
6. Добавляйте в овощи и фрукты всевозможные заправки, соусы и т.д. Такой метод позволяет повышать потребление овощей на 80%.
7. Приведите детей в кухню. Давайте им особые кухонные задания для вовлечения в процесс приготовления пищи - например, резать овощи. Ребенок должен привыкать готовить пищу из сырых продуктов, а не упрощенно разогревать готовые.
8. Делайте собственные смузи (от англ. smoothie — напиток, который готовится с помощью блендера или миксера из ягод и фруктов с добавлением сока, молока, йогурта и.т.д). Пусть дети сами выбирают, какие фрукты и источник белка использовать. Успехом пользуются, например, смузи с бананами и земляникой с ванильным йогуртом и молоком. Детей можно попросить приготовить смузи для всей семьи.
9. Экспериментируйте с добавлением овощей и фруктов в различные блюда - печеные изделия, мясные блюда и салаты. Можно добавлять чернику в пироги, сделать хлеб с цуккини (кабачками, тыквой) или пирожные с морковью, добавлять овощи в пиццу, котлеты и т.д. Для этой цели вполне подойдет жмых, остающийся после получения овощного или фруктового соков (из моркови, яблок и т.д.) - он особенно богат клетчаткой. Не забывайте добавлять в некоторые блюда йогурт, ореховое масло.
10. Доступ к овощам и фруктам должен быть удобным. Заранее помойте какое-то количество этих продуктов и держите эти овощи и фрукты на виду. Яблоки, груши, бананы, морковь, сельдерей очень удобно схватить "на бегу" и дальше идти по своим делам.
Создавайте вместе с ними фигурки из разных фруктов и овощей, используя деревянные шпильки, с помощью которых дети сами могут мастерить такие фигурки
Таким образом, родители, педагоги и диетологи вполне могут создать условия, при которых дети будут получать значительно большее количество полезных, но, увы, не всеми любимых фруктов и, особенно, овощей. Но существуют и иные методы, о которых мы расскажем в следующей статье.
Сергей Удинцев, доктор медицинских наук, профессор